Рабочая Программа по казачеству

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Родионово-Несветайского района
детский сад №1 «Тополёк»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете МБДОУ
Заведующий МБДОУ детским
детского сада №1 «Тополёк»
садом №1 «Тополёк»
Протокол №1
О.В. Семенова
от «31» «августа» 2022 года
Приказ №104
от «02» «сентября» 2022 года

Рабочая программа по познавательному развитию для детей от 3 до 7 лет
«Край родной наш, край Донской»
(срок реализации 2022 – 2023 учебные годы)
Авторы- составители:
Ераскина М.В.
Дьяченко К.В.
Дрозд С.Н.
Сидненко Е.Н.
Тынянская Г.П.

сл. Родионово-Несветайская

Пояснительная записка
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, тесно увязывая цели и задачи
образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на
необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры,
воспитание ребенка достойным гражданином своего Отечества».
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда
свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в
познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы,
экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского
мировоззрения.
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к
различным этапам развития истории народов и племен.
Для реализации регионального содержания образования в ДОУ на основе традиций Донского казачества, мы
ставим перед собой следующую задачу: «Активизировать работу по патриотическому воспитанию дошкольников в
условиях личностно-ориентированного подхода посредством приобщения к культурно - историческому наследию
Донского Края» (одна из годовых задач).
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, основная цель которой — развитие у старших
дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края. Для достижения
поставленной цели определены задачи:
— Создание условий для культурной идентификации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой
родного края
— Развитие у дошкольников любознательности к культуре, истории и природе родного края
— Развитие эмоционально-ценностной сферы отношений ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных,
архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края

— Развитие субъектного опыта дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой,
природоохранной деятельности.
Эти задачи определяют направления и содержание работы с детьми
Содержание программы для детей 5-6 лет включает следующие блоки:
 1 блок «Казаки и казачата»
 2 блок «Краски и литература Тихого Дона»
 3 блок «Архитектура моего дома»
 4 блок «Природа родного края»
 5 блок «Народные праздники и традиции Донского края».

дошкольного возраста.

В подготовительной группе (дети 6-7 лет) содержание программы также распределено по блокам:
 1 блок «Человек в истории Донского края»
 2 блок «Человек созидатель культуры»
 3 блок «Человек в пространстве Донского края»
 4 блок «Ценности природы родного края»
 5 блок «Праздники – события в жизни людей »
Материал, предлагаемый детям этого возраста, идёт по нарастающей, т.к. даётся на основе уже полученного в старшей
группе опыта.
Отличительная особенность программы: её практическая значимость: вовлечение детей и родителей в поисковую,
исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; реализация блоков позволяющих управлять
процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Цели:

Развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и
социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;

 Приобщение детей к историческим ценностям родного края, осознание своей принадлежности к определенной
культуре и гордость за неё;

Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
Задачи:

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и начал гражданственности – любви к своей семье,
соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с
гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну);
 Развивать у детей представления о человеке в истории и культуре донского казачества, представления об
устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их
практическое назначение;

Обогащать субъектный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания,
преобразования регионального содержания.
Основные принципы программы:
 гуманитаризация;
 культуросообразность;
 ценностный подхода к произведениям искусства;
 интегративность, определяющая взаимодействие различных произведений искусства;
 диалогичность.
Основные формы организации:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• свободная деятельность;
• целевые прогулки по улицам слободы;
• экскурсии с различной тематикой о слободе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий, творческими людьми;

• работа в мини-музеях детского сада.
Методы и приемы:
• беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• созние проблемных ситуаци;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческая деятельность;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Ожидаемый результат:
Дошкольники узнают:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и
растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
• Наиболее важные исторические события родного края.
• Символику.
• Донских писателей и поэтов, их творчество.
• Национальный состав своего края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники научатся:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры Донских казаков для организации собственного досуга.

• Применять полученных знаний о Родионово-Несветайском районе в добрых делах и поступках на благо Донского
края.
• Творчески мыслить и рассуждать.
Программа составлена с учетом интеграции различных видов деятельности и образовательных областей
реализации по разделам:
1. «Художественно-эстетическое развитие», где организуется деятельность по формированию художественноэстетического видения мира родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре.
2. «Речевое развитие и художественная литература», - используются произведения литературы Дона и о Доне,
осуществляется знакомство с историей донской земли;
3. «Музыкально-эстетическое образование», где происходит формирование культуры дошкольников на основе
песенного фольклора донских казаков и современной профессиональной музыки, созданной композиторами Дона.
4. «Физическое развитие» - основной упор делается на развитие у детей осмысленного отношения к физическим
упражнениям, двигательных способностей, и на этой основе адаптивных возможностей детского организма к условиям
внешней среды.
5. «Социально-коммуникативное развитие. Игровая деятельность» - включение казачьих игр в образовательный процесс
способствует физическому, социальному, этнокультурному развитию детей.
6. «Познавательное развитие» - формируются представления о человеке в истории и культуре донского казачества,
воспитывается уважение к традициям и обычаям донского казачества.
В организации педагогического процесса построение образовательной работы выстраивается по сюжетнотематическим линиям: смена времен года, календарные праздники, уклад жизни, воспитание детей в казачьи семьях,
исторические события, в том числе прошлое и настоящее нашей местности.
Для удобства восприятия, материалы, освещаемые в рабочей программе, представлены в виде перспективнотематического плана с разбивкой содержания по разделам – организованное обучение и совместная с детьми
деятельность и помесячно.

Перспективно-тематическое планирование (средняя и старшая группа).
Раздел "Казаки и казачата»
Ценности:

Смыслы:

Самое главное в жизни человека- семья. Члены семьи любят друг
друга и заботятся друг о друге. У папы, мамы, дедушки и бабушки
большой жизненный опыт. У каждого члена семьи свои
обязанности. Членам семьи нужно помогать.

Сохранение традиций, их передача от одного
поколения к другому. Бережное отношение к
членам семьи

Жизнь в городе и деревне. Чтобы хорошо жить в городе или в
деревне необходимо много трудиться.
Жители деревни заботятся о земле,
Выращивают домашних животных.
Городские жители на предприятиях И заводах создают предметы,
Которые облегчают жизнь сельским
жителям.
Наша малая родина- Донской край.

Жители города и деревни помогают друг другу.
Трудолюбие, упорство, знания помогают жить
людям в деревне и в городе.

Жители Донского края делают все, чтобы край
был богатым и процветал.

Мы жители Донского края. Наша главная река - Дон. Донской край
богат рыбой, хлебом, фруктами и овощами. Жители края много Река Дон-кормилица, радует жителей своей
трудятся на своей родной земле
красотой. Бережное отношение к истории
своего края.
Казаки-первые жители Донской земли. Казак-защитник своей
земли. Казаки всегда помогали друг другу. Верный друг казака конь. Казаки много трудились на родной земле

Казаки - смелые, мужественные отважные
воины, трудолюбивые. люди. Конь-спаситель,
защитник. И в жизни казаку не обойтись без

коня
Уклад жизни казаков. Казачка-хозяйка дома, заботливая
мать Одежда казака и казачки удобная, практичная, нарядная.
Традиции донских казаков принятия гостей и поведения в гостях.

Казачка-хранительница
семейного
очага.
Поддерживает
в
семье согласие и покой.
Уважение к труду женщины, желание ей во
всем помогать Одежда - защищает ои
холода, украшает казаков и казачек отличает их
от других. Относись к другим людям так, как
бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

Воспитание маленьких казаков и казачек. Казачата
любознательные, озорные,
похожие
на своих родителей.
Мальчики - будущие воины, девочки - заботливые
хозяюшки.

Казачата опора своих родителей в старости.

Социокультурный опыт: народные, сюжетно-ролевые, подвижные игры по
развлечения, рисование и раскрашивание шаблонов.
Тематический цикл занятий:
1. "На героя и слава бежит".
2. "Конь - верный друг казака".
3. "В гостях у тетушки Аксиньи".
4. «Как воспитывали детей в семье казаков»
5. "Ой-ты, Дон широкий" (рисование).
6. "Верный друг мой душенька, конь" (раскрашивание шаблонов).

мотивам

жизни

донских

казаков,

Раздел "Краски и литература Тихого Дона".
Ценности:
Произведения устного народного творчества.
Многообразие фольклорных жанров. Отражают бытовые условия
жизни казаков, их взаимоотношения друг с другом и с миром
природы. В произведениях подчеркиваются
положительные
качества человека, высмеиваются и Осуждаются отрицательные.
Литературные
произведения донских писателей и
поэтов. Отражают отношения автора к тому «ли иному событию,
личности Человека.

Живописные
произведения Донских авторов.
Пейзажные произведения о природе родного края, Натюрморт,
написанный на донской земле.

Смыслы:
Передается от поколения к поколению
народная мудрость. Добро побеждает зло.
Слава трудолюбивому человеку. Жадность и
злость - плохие качества человека. Природа
родного края нуждается в нашей заботе.
Бережное отношение к истории своего края,
его жителям. Казаки -смелые, мужественные,
отважные воины, трудолюбивые люди.
Казачка-хранительница
домашнего
очага.
Маленькие казачата - продолжатели традиций
своей семьи.
Воспевают красоту донской природы.
Природа- украшение
жизни, помощник
казака. Почитание труда жителей донской
земли.

Социокультурный опыт: рисование, труд на участке детского сада, развлечения, праздники на материале
произведений донских авторов.
Тематический цикл занятий:
1. "Донская природа" (интегрированное занятие).
2. "Произведения Тихого Дона" (интегрированное занятие)
3. "Дары природы" (интегрированное занятие).

Раздел "Архитектура моего дома".
Ценности:

Смыслы

Архитектура-искусство строить дома. Архитектор - "главный"
строитель. Он вкладывает свои знания, душу в постройки.
Архитектору помогают люди строительных специальностей. Дома
строят с использованием различных
материалов. Здания,
построенные давно, существенно отличаются от| современных.

Главная
цель
архитектуры служение
людям.
Архитектура связывает разные
поколения
людей.
Архитектура
удовлетворяет потребности
человека в
разнообразных
постройках.
Архитектор - творческий человек, с богатей
фантазией. Архитектор носитель ценностей
архитектуры.
Бережное отношение к
постройкам прошлого.

Дома похожи на их обитателей Заботливый
хозяин делает все, чтобы дом был красивым
Здания находятся в окружении зеленых насаждений. Имеются
как снаружи, так и внутри. Сельские постройки
дополнительные постройки для домашних животных. Дома имеют
вписаны
и
окружающий
дополнительные украшения. Жители заботятся о чистоте своего гармонично
природный ландшафт
дома и пространства вокруг.
Архитектура

села и

деревни.

Социокультурный опыт: конструирование из строительного материала, аппликация, рисование, рассказывание из личного
опыта, сюжетно-ролевые игры
Тематический цикл занятий.

1. "Деревянная архитектура".
2. "Каменная архитектура".
3. "Архитектура родного края".
4. "Архитектура села".
5. «Дом, в котором я живу» (конструирование).
6. "Что нам стоит дом построить" (конструирование).
7. «Загородный дом» (аппликация и рисование).
Раздел «Народные праздники и традиции Донского края».
Ценности:
Народные музыкальные инструменты. Служили человеку для
развлечений. Обладают «волшебной силой», оберегают люей от
всякого зла. Ценность человека умеющего играть на музыкальных
инструментах.
Каждый инструмент издает свой неповторимый звук.

Песенный фольклор донских казаков. Воспевает любовь к
родному краю, особенности характерные для образа жизни Жака,
нелегкую женскую долю, колыбельные наполнены нежной заботой
о ребенке. В зависимости содержания песни бывают веселыми,

Смыслы
Сохранение
обычаев,
традиций
от
поколения
к
поколению.
Казакивеселые,
жизнерадостные
люди,
умеющие
веселиться,
трудиться,
воевать.
Музыкальные
инструменты
помогают
раскрыть
тайны
души
казака.
Уважение
к
человеку
умеющему
играть
на
музыкальных
инструментах.
Песня - душа народа. Связь человека с миром
природы.
Мужественность,
трудолюбие,
боевой дух казаков; почитание старших,
женственность,
смирение,
покорность
казачки.
Охранительное
отношение
к

грустными; от ритма: быстрые, медленные

младенцу. Казачата опора своих родителей в
старости. Зависимость между характером
казака и I исполняемым им песням.

Праздники народного календаря.
Праздники в старину справляли |дружно и весело,
Совершались определенные обряды. Принимали активное
участие дети. Рождество - появление на свет Иисуса Христа.
Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны.
Народные игры донских казаков. Отражают традиции, быт,
культуру
Донского
края.
Воспитывают
будущих
защитников родной земли и будущих хранительниц очага.

Бережное отношение к народным традициям.
Почитание опыта старших поколений.
Таинство появления на свет. Щедрость души
казаков. Забота о нуждающихся людях.
Продолжатели традиций своим отцов, дедов.
Опора родителей и старости. Казак должен бы
и, смелым, мужественным, отважны -Уважение
к представительницам женского пола.

Социокультурный опыт: народные праздники и развлечения из ж и пи-казаков, игра на детских музыкальных
инструментах
Тематический цикл занятий:
1. "Живет в народе песня".
2. " Звуки народных инструментов" .
3. "Пришла коляда-отворяй ворота".
4. "Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая".
5. " Игры донских казачат".

Список произведений искусств, реализующих содержание
программы "Родники Дона" для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.
Литературные произведения:
1.Д.Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый".
2.Н.Скребов "Толстопятые друзья".
З.Н.Костарев "Мы играем в детский сад!".
4.Н.Костарев "Почемучка".
5.Н.Костарев "Чудо-чудеса"
6.Н.Костарев "У нас на Дону"
7.Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса".
Музыкальные произведения:
1.В.Красноскулов "Донские песни".
2 И. Щишов "Степная симфония".
3. Народные донские песни.
Изобразительные произведения:
1.П. Донских "Сирень", "Красные маки".
2.Б.Спорыхин "Синий курень".
Архитектурные сооружения:
г.Ростова-на- Дону
1.Жилой дом - ул. Б. Садовая, 68, арх. Г.А. Петров.
2.Жилой дом - комплекс - пр. Будёновский, 68, арх. М.Н. Кондратьев.

3. Жилой комплекс. Военный городок - ул. Дебальцевской, арх. К. Залунин.
4. Застройка западного жилого массива. Площадь им. Болгарского города Плевена.
5. Застройка северного жилого массива - пр. Космонатов, арх. Л . Носов.
г. Новочеркасска
1. Жилой дом по ул. Московской, 58.
2. Ансамбль шестиэтажных домов на Троицкой площади.
3. Дом со шпилем, замыкающий перспективу улицы Московской.
г. Таганрога
1.Ансамбль зданий на Октябрьской площади (общежития ТРТИ, дома судостроителей и "Красного котельщика").
2.Жилой дом по ул. Петровской, 109.
3.Жилой дом кожевников на углу ул. Фрунзе и Лермонтовского переулки

Перспективно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Раздел «Человек в истории Донского края»
Ценности
Смысл
Скифские племена – создание
Объединяют людей; организуют на различные дела.
поселений,
освоение земель, появление
торговли
Возникновение донского
Мужественность казака, трудолюбие; женственность казачки, способность
казачества. Казак-защитник
воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством, глубоко переживать
Родины, труженик. Казачкагоре и радость
хранительницасемейногоочага.
Казачество-сообществолюдей.
Река Дон украшает Донской край,
Кормит, радует своей красотой
поддерживает жизнь людей,
оздоравливает. Передвигает грузы
и людей
Конь казака-верный друг, боевой
Спасает
товарищ
Оружие казака-символ боевой
Защищает, предупреждает
славы, драгоценная реликвия,
достойно почётного места
Курень-жилище казаков, место для Объединяет и собирает всех членов семьи, обогревает, сохраняет, защищает от
обеда семьи, общения, совместного холода и непогоды, радует своей красотой
сбора, игр
Столица донского
Соединяет в целое поселения казаков, радует красотой, собирает ценности
казачества обозначает главный
город, объединяет и собирает всех
Труд казака-обрабатывает землю,
Создаёт продукцию для других, красоту

перерабатывает рыбу, выращивает
овощи, фрукты, кормит
Старинная казачья кухня имеет
Позволяет сохранить то, что накоплено опытом народа
свои вкусовые качества,
разнообразие, зависит от
климатических условий, бытового
уклада, местных традиций
Символы Войска Донского
Позволяет гордиться традициями своих предков
отражают особенности Войска
Донского, кодекс казачьей чести,
традиции казачьего
самоуправления, построенные на
самоуважении и почитании
Атаманы И.М. Краснощёков, М.И.
Позволяет гордиться их подвигами проявлять симпатию к героическим
Платов-легендарные личности:
событиям, позволяет уяснить, что атаман-друг, разрешающий споры
храбрость и мужественность
подвигов, любовь к Родине, служба
на благо Отчизны, защита её
рубежей
Социокультурный опыт:
сюжетно-ролевые игры, отражающие жизнь казаков; рассказы из личного опыта; развлечения; рисование;
аппликация; конструирование куреней; труд на приусадебном участке ДОУ и в уголке природы; подвижные игры;
конкурсы родителей и детей по приготовлению блюд старинной казачьей кухни.
Тематический цикл занятий:
1. Как у нас было на Тихом Дону.
2. Казачьи символы и знаки.
3. Казачий курень, донские казачьи станицы.
4. Труд людей родной земли.
5. Старинная казачья кухня.
6. Казак рождается воином.

7. Атаманы Иван Матвеевич Краснощёков, Матвей Иванович Платов – легендарные личности.
Раздел «Человек – созидатель культуры»
Ценности
Народное творчество раскрывает своеобразие эстетических
представлений о добре, красоте, трудолюбии, дружбе в казачьей
среде, содержит народную мудрость, позволяет осваивать красоту
родного языка, донскую лексику, критерии эстетических оценок.
Одежда казаков показывает оригинальность, основанную на
глубоких художественных традициях, раскрывает внешнее и
внутреннее состояние человека, согревает, создаёт удобство,
комфорт человеку, показывает принадлежность к профессии.
Посуда является украшением стола, обладает удивительной
способностью сохранять свежесть продуктов, придавать особый вкус
сваренной в ней пищи.
Живопись донских художников открывает мир людей, ценность и
красоту жизни, красоту сочетаний цвета
Творчество донских писателей раскрывает мир человеческих
отношений, социокультурный опыт людей, является источником
знаний об истории и культуре Донского края, является мерилом
поступков, действий, диалогов
Творчество донских композиторов-разнообразная скрытая сфера
человека, раскрывает понимание высокого искусства красоты,
является средством развития эстетической культуры чувств
Народный кукольный театр на Дону раскрывает модель жизни,
отношений, передаёт традиции, обычаи, единение с природой,

Смысл
Позволяет радоваться, восхищаться, передаёт
ценность, мудрость, ум народа
Радует своей красотой, доставляет
удовольствие, позволяет сохранить традиции
и желание попасть в общество других
Радует своей красотой, пробуждает душу,
объединяет за столом на дружескую беседу
Радует, восхищает, доставляет удовольствие,
предъявляет самоценность личности, образ
человека, смысл его труда
Раскрывает гуманные отношения,
трудолюбие, способы диалога, личностные
смыслы, образ человека, позволяет
проникнуться симпатией к творцам истории
родного края
Радует, доставляет удовольствие,
эстетические переживания, позволяет
вживаться, творчески «перевоплощаться» в
музыкальные образы, побуждает к действию
Радует, доставляет удовольствие, накапливает
модели диалога

раскрепощает личность ребёнка
Социокультурный опыт:
Рисование, лепка, аппликации Семикаракорской посуды, рисование, лепка по мотивам донских казаков, диалог с
художником, игра «Художественный салон», игры-развлечения «Кто скорее оденет казака и казачку (кукол)»;
театрализованная деятельность, которая способствует самораскрепощению личности, оценки себя в обществе.
Тематический цикл занятий:
1. Преданья старины глубокой.
2. Здравствуй, сказка Тихого Дона!
3. Сундучок тётушки Аксиньи.
4. Белая Семикаракорская керамика – художественный феномен.
5. Лепка Семикаракорской посуды.
6. Роспись в стиле Семикаракорского промысла (декоративное рисование).
7. Декоративная аппликация по мотивам Семикаракорского помысла.
8. Гордость Донской земли – А.П. Чехов, М.А. Шолохов.
9. Народный и культурный театры на Дону
Раздел «Человек в пространстве Донского края
Ценности
Смыслы
Главная цель архитектуры-служение людям. Архитектура-искусство Информация, заложенная в архитектуре,
сооружения зданий. Архитектура призвана удовлетворить
связывает разные явления, разные эпохи, она
потребность человека в жилых и общественных помещениях.
образует часть коллективной памяти
Бережноеотношение к архитектурнымсооружениям
человечества
Свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота.
Здания должны приносить пользу людям,
Архитектурные сооружения обладают своим специфическим
должны быть построены из прочного
«языком», воплощенным в символах, знаках архитектуры
материала. Архитектурное произведение
должно радовать глаз. Архитектурное
пространство должно быть комфортным для
людей
Средства выразительности архитектуры. Главные средства
Отличительные особенности зданий
выразительности –это форма, объём. Музыка и архитектура имеют
подчёркивают их своеобразие, красоту.

общие черты: ритм, гармония, характер, настроение, внутренне
созвучие
Памятники архитектуры г. Ростов-на-Дону. Отражены особенности
истории и культуры южного купеческого города. Архитекторы
вложили душу, знания в свои произведения. Несколько
архитектурных сооружений образуют архитектурный ансамбль.
Каждый житель своего города должен заботиться о его красоте,
чистоте
Памятники архитектуры Донского края. Архитектура и
градостроительство Ростовской области связаны с возникновением
казачества на Дону (станица, хутор, курень, хата). Постройки казаков
строились по законам мира природы. Постройки оберегали,
защищали казаков от капризов природы, врагов.
Бережноеотношениеказаков к своему жилищу
Памятники монументальной скульптуры Донского края.скульптураодин из видов искусств. Автором скульптурных композиций
является скульптор. Скульптурные произведения обладают
отличительными признаками: цвет, фактура, материал, поза, статика
или динамика композиции, силуэтная линия и т.п. Донская земля
богата памятниками: скифской культуры, героями донской казачьей
старины. Бережноеотношение к истории и культуресвоегонарода
Сохранение памятников архитектуры и скульптуры. Созидателем
архитектуры и скульптуры является человек. Злость,
воинственность, желание завоевать другие страны приводят к войне,
которая разрушает целые города и даже страны. Большой урон
архитектурным сооружениям и скульптурам приносит
неблагоприятная экологическая среда. Памятники и скульптуры
оскверняются надписями на стенах, выбитыми стёклами

Музыкальные и архитектурные произведения
объединяет: гармония, характер, настроение,
внутренне созвучие
Памятники архитектуры - это голос истории.
Бережное отношение к архитектурным
сооружениям: родному дому, улице и т.п.

Сельские постройки гармонично вписаны в
окружающий природный ландшафт. Дома
похожи на их обитателей. Заботливый хозяин
делает всё, чтобы дом был красивым как
снаружи, так и внутри. Передача от
поколения к поколению традиций, обычаев
бережного отношения к своему жилищу
Скульптурные произведения – летопись
народа. Сохранение памятников скифской
культуры. Передача от одного поколения
другому традиций. Почитание героев войны.
Уважительное отношение к героям донской
казачьей старины
Человек может быть одновременно
созидателем и разрушителем архитектуры

Социокультурный опыт:
конструирование, рассказы из личного опыта, строительные и ролевые игры, моделирование, конкурсы, праздники.
Тематическийциклзанятий:
1. Архитектор – созидатель поэзии в камне.
2. Жемчужина оборонительного зодчества – город Танаис.
3. Азовский оборонительный комплекс на защите донских рубежей.
4. Город – крепость Старочеркасск.
5. Город Таганрог – Родина А.П. Чехова.
6. Столица Области Войска Донского – город Новочеркасск.
7. Архитектура г. Шахты.
8. Монументальные памятники донской казачьей старины.
9. Памятники героям – защитникам земли Донской.
10. Памятники выдающимся людям Донского края.
11. Человек – созидатель и разрушитель архитектуры и памятников монументальной культуры.
12. «Постройка дома, в котором я живу» (конструирование из строительного материала)
13. Наша улица родная (конструирование из бумаги)
14. Архитектура родного города (рисование)
15. Постройка зданий прошлых лет (конструирование из строительного материала)
16. Казачий курень (аппликация)
Раздел «Человек в мире природы Донского края»
Ценности
Смыслы
Природа родного края – могущественный источник, из которого
Систематизировать и обобщить знания детей
ребёнок черпает многие знания и впечатления. Река Дон и реки,
о природе родного края; воспитывать чуткое
протекающие в родной местности – источник жизни
отношение к природе родного края,
потребность любить и беречь её
История освоения Донской земли человеком
Знание истории освоения Донской земли
человеком как условие воспитания
уважительного отношения к труду
земледельцев. Интерес к истории и традициям
взаимоотношений человека и природы

Красная книга – сигнал опасности
Богатство красок осеннего пейзажа. Подготовка природы к зиме.
Неживая природа – важная и неотъемлемая часть окружающей
природной среды (вода, почва, песок, камни, глина, солнце, воздух)
Особенности почвы Донского края – солончаки, суглинистая
(глиняная почва). Природные запасы Дона: газ, уголь, огнеупорная
глина, строительные пески и камни. Способы добычи: угольные
шахты, известняковые и песчаные карьеры, газовые и нефтяные
скважины
Многообразие и особенности живых существ, населяющих
Ростовскую область. Степи, луга, лесополосы

Бережное, охранительное и действенное
отношение к растительному и животному
миру как среде жизни
Эстетические переживания как условие
формирования чувства
Природа не объект, а самоценный субъект и
природно-культурная среда
жизнедеятельности
Охрана почв человеком: рациональное
возделывание, удобрение, лесозащитные
полосы. Рациональное использование
природных ископаемых. Исчерпаемость
природных ресурсов. Проявление интереса к
изучению объектов неживой природы
Умение наблюдать за объектами животного и
растительного мира в природе, отмечать и
особенности и взаимосвязи. Проявлять
готовность оказать помощь нуждающимся
представителям растительного и животного
мира

Социокультурный опыт:
Наблюдения, целевые прогулки, труд на участке, в уголке природы, дидактические игры, выставки продуктов
детского творчества из природного материала, где ребёнок приобретает опыт восприятия, общения и взаимодействия с
миром родной природы; бережно-охранительного и действенного отношения к растительному и животному миру как
среде жизни.
Тематический цикл занятий:
1. Я в мире природы и природа вокруг меня.
2. Природа Дона – природа моего дома.
3. Краски и звуки родной природы.
4. Красная книга Ростовской области.

5. Осень красками богата.
6. Зимние узоры и пейзажи.
7. Степь – кормилица.
Раздел «Праздники, события в жизни людей"
Ценности
Народные праздники на Дону объединяют, снимают напряжение,
создают ощущение психологического комфорта

Смыслы
Дети идентифицируют с культурными
традициями казаков, проявляют коллективные
сопереживания, становятся добрее, отзывчивее,
проявляют любовь ко всему прекрасному
Обеспечивают выживание, оздоровление,
сохранения здоровья через движение

Увеселения, забавы, игры казаков развлекают ребёнка, создают
бодрое, радостное настроение, оказывают влияние на физическое
совершенствование, нравственно – волевые двигательные навыки
Социокультурный опыт:
Обрядовые праздники, где ребёнок приобретает опыт действия, коллективную двигательную культуру, выстраивает
доброжелательные отношения; увеселения, забавы, в процессе которых ребёнок погружается в сферу культурных
ценностей и смыслов, впитывает культуру своего народа, перенимает прошлые культурные традиции.
Тематический цикл занятий:
1. Народные праздники на Дону, их связь с радостью, мечтой о лучших днях.
2. Рисование на тему «Народный праздник».
3. Декоративное рисование «Пасхальные яйца»
4. Увеселения, забавы, игры казаков.
Список произведений искусств для детей старшего дошкольного возраста
Вид искусства
Произведения
Литература
А.П. Чехов «Каштанка» (глава v. «Талант! Талант!»)
М.А. Шолохов «Жеребёнок»
М.А. Шолохов «Нахалёнок»
П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
Т. Тумилевич «Бисеринка»
Н. Костарёв «Волшебники труда»

Музыка

В. Красноскулов «Донские песни»
М. Клиничев «Донская урожайная»
И. Шапошников «Казачья рапсодия». Сюита «Дон»
С. Кац «По над Тихим Доном», «Казачья кавалерийская».
И. Шишов «Степная симфония»
Б. Богусловский, И. Шишов «Песни донских и кубанских казаков»
Казачьи песни. Составитель Ю.Е. Бирюков.
Изобразительное
Н.Н. Дубовской «Тучи надвигаются», «Радуга».
искусство
И.И. Крылов «Степь ковыльная», «Зима».
М.Б. Греков «Тачанка», «Трубачи Первой конной армии», «В отряд к
Будённому»
М. С. Сарьян «Цветы», «Фрукты», «Тюльпаны», «Луговые цветы»,
«Зима», «Апрельский пейзаж»
Г.Запечнов «Донские букеты».
Б. Спорыхин «Синий курень».
П .Донских «Подсолнухи», «Стасик», «Июньские колокольчики»
Принципы отбора произведений:
 ценностно-смысловой, суть которого заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей различных видов
искусств родного края;
 эмоциональной насыщенности, определяющей яркую образность и выразительность «языка» в предлагаемых
произведениях искусств, отражающий палитру чувств, вызывающий различные эмоциональные переживания;
 региональности, обуславливающий подбор произведений искусств родного города.
Методы и средства реализации регионального компонента
содержания образования
Образовательная
Методы обучения
Средства обучения
область
Социально- чтение рассказов, сказок,
Флаг, герб Ростовской области и г.
коммуникативное
сказаний;
Шахты.
развитие
- показ сказок;
Портреты писателей и композиторов
- рассматривание книжных
Дона.

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественноэстетическое развитие

иллюстраций,
репродукций, предметов;
- дидактические игры
- экскурсии, целевые
прогулки;
- наблюдения;
- изготовление детьми
наглядных пособий
- чтение литературных
произведений,
стихотворений;
- беседы с элементами
диалога;
- обобщающие рассказы;
- словесные игры;
- загадки;
- викторины;
- конкурсы
- продуктивная
деятельность;
- игры;
- конкурсы, викторины;
- пособия

Дидактическая кукла «Казак» и
«Казачка» в традиционной одежде.
Семейные альбомы.
Дидактическая кукла «Казак» и
"Казачка» в традиционной одежде.
Предметы быта, домашней утвари,
одежды казаков и казачек.
Фотоальбомы.
Гербарии растений Донского края.
Муляжи овощей, ягод, насекомых.
Иллюстрированные книги донских
писателей.
Сказки.
Портреты писателей Дона

Произведения искусства донских
художников: пейзажная живопись,
портрет, натюрморт, графика,
скульптура, декоративно-прикладное
искусство.
Аудиозаписи произведений донских
композиторов.
Литературные произведения и сказки
донских авторов.
Технические средства обучения.

Физическое развитие

Подвижные игры,
соревнования

Музыкальные народные инструменты
Атрибуты к подвижным играм и
соревнованиям

Педагогическая диагностика (средняя и старшая группа)
Цель обследования
-определение
представлений
о
культуре истории родного края.ю
ценностного
отношения
к
произведениям донских авторов.

Методика и выходные данные
Педагогическая диагностика Р.М.
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и
культуры Донского края)-2005. Д
иагностическая методика: «Диалоги с
детьми о родном крае»С.230
Выявит особенности эмоциональноПедагогическая диагностика Р.М.
эстетических предпочтений детей, их Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
оценки, отношение к ценностям
«Ценностное смысловое развитие
произведений донских авторов,
дошкольников»(на материале истории и
личностные смыслы.
культуры Донского края)-2005.

Сроки проведения

«Мое любимое произведение»С.231

Выявление уровень развития
восприятия детей, умение объединять
элементы в целостный образ.

Педагогическая диагностика Р.М.
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и
культуры Донского края)-2005.
«Разрезные картинки» Л.А.Венгера С.282
Выявить уровень изобразительных
Педагогическая диагностика Р.М.
умений детей, их ценностное
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
отношение к изображаемым
«Ценностное смысловое развитие
предметам, явлениям
дошкольников»(на материале истории и
культуры Донского края)-2005.
Игровое задание «Художественная студия »
С.231
Выявить характер творческих
Педагогическая диагностика Р.М.
проявлений дошкольников в процессе Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
выкладывания изображений.
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и и
культуры Донского края)-2005. Тестовое
задание «сложи из палочек» С.231.
Педагогическая диагностика (подготовительная группа)

Критерий

Методика и выходные данные

-определение уровня представлений о Педагогическая диагностика Р.М.
культуре истории родного края
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и
культуры Донского края)-2005. Д
иагностическая методика: «Диалог»С.281
определение уровня представлений о Педагогическая диагностика Р.М.
произведениях искусства донских
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
авторов, средствах выразительности, «Ценностное смысловое развитие
выявление особенностей
дошкольников»(на материале истории и
эмоционально-этических
культуры Донского края)-2005.
предпочтений
«Мое любимое произведение»
Определение особенностей
Педагогическая диагностика Р.М.
художественного восприятия формы
Чумичева, О.Л.Ведмедь,Н.А.Платохина
объекта
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и и
культуры Донского края)-2005. Тестовое
задание «Золотое сечение» С.282
Выявление степени овладения
Педагогическая диагностика Р.М.
зрительным синтезом- объединение
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
элементов в целостный образ
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и
культуры Донского края)-2005.
«Разрезные картинки» Л.А.Венгера С.282

Срок проведения

Определение особенностей
эмоционально-эстетических
предпочтений

Выявление особенностей припоиске
ребенка нестандартных решений

Педагогическая диагностика Р.М.
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и
культуры Донского края)-2005.
Игровое задание «Художественный с алон»
С.283
Педагогическая диагностика Р.М.
Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
«Ценностное смысловое развитие
дошкольников»(на материале истории и
культуры Донского края)-2005.Тест
«Ожившее произведение» С.283


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».